Вернуть купленный товар по закону имеет право потребитель, то есть лицо, приобретшее товар исключительно для личных домашних, бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Ключевым моментом здесь является именно «для личных нужд», то есть покупка или намерение заказать товар, работу или услугу является обычной, бытовой необходимость для человека, не подразумевающей дальнейшую реализацию с целью извлечения прибыли. Потребителем считается не только гражданин, уже приобретший товар и использующий его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что человек является потребителем уже тогда, когда обращаетесь к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение законодательства.
Возврат товаров надлежащего качества
Если у вас как у потребителя нет претензий к качеству товара, срок на обдумывание покупки крайне ограничен – 14 дней, не считая дня покупки. Также четко ограничены причины возврата товара в магазин: товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Если вам не подошел товар по одному из данных критериев, магазин вправе предложить обменять товар на аналогичный, подходящий вам. Только в случае, если у продавца нет аналогичного товара на обмен, у вас получится вернуть деньги за купленный качественный товар.
Возврат товаров ненадлежащего качества
Совсем другим образом обстоит дело с покупкой некачественного товара. Человек, приобретший товар для собственных нужд, вправе требовать следующих действий независимо от того, насколько существенным является недостаток товара:
Соразмерно уменьшить цену товара
Устранить недостатки за средства продавца
Возместить расходы, если покупатель устранил недостатки собственными силами
Расторгнуть договор и потребовать вернуть уплаченное
Заменить на качественный товар
По общему правилу возврат товара возможен в пределах гарантийного срока, а именно двух лет с момента передачи товара. Однако в отдельных случаях, если недостаток товара существенный и возник до покупки вещи – можно потребовать устранения недостатков в течение 10 лет.
Возврат технически сложного товара
Гораздо более сложной является процедура возврата товаров, которые отнесены законодательством к технически сложным. В перечне таких товаров:
автомобили и др. транспортные средства;
лодки, катера, яхты и др. плавучие средства
компьютеры, включая ноутбуки, телефоны, телевизоры
холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины
любые виды часов
электрические инструменты
Таким образом, большая часть бытовой техники и электроники, используемой нами ежедневно, отнесена к технически сложным товарам, на которые распространяются следующие правила возврата. Вернуть (или заменить) товар можно в случае обнаружения недостатков только в течение 15 дней со дня, следующего за днем передачи товара покупателю. Если пятнадцатидневный срок истек, вернуть товар получится только в исключительных случаях: в случае обнаружения существенных недостатков товара или если ремонт товара продлился более 45 дней, или если товар невозможно использовать более 30 дней в году из-за постоянных поломок разных частей товара.
На деле это означает, что вернуть технически сложный товар, в частности доказать существенность недостатков товара, крайне сложно.
Если у вас возникли трудности в возврате товара, не сомневайтесь обратиться к опытным юристам, специализирующимся на помощи потребителям и восстановлении нарушенных прав.
Получить консультацию
Заполните форму и получите подробную консультацию
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности