Санкт-Петербург, Невский проспект, 132Б
пн-сб с 9:00 до 21:00
Ежедневно с 9:00 до 23:00
Данные передаются в зашифрованном виде политика конфиденциальности

Подача иска по защите прав потребителей

Неустойки, взыскание штрафа, компенсация морального вреда и пр.
Сфера защиты прав потребителей крайне обширна и включает в себя большинство правовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди ежедневно на бытовом уровне, начиная некачественной обувью, купленной в магазине, и заканчивая дорогостоящими стоматологическими услугами, покупкой технически сложных товаров и пр.

Кто такой потребитель?

Для того чтобы выбрать наиболее эффективную стратегию защиты своих прав, необходимо для начала разобраться на кого и на какие ситуации распространяется закон о защите прав потребителей.
Потребитель – это человек, который покупает или заказывает товары/услуги исключительно для личных целей и нужд (семейных, бытовых и пр.). Ключевым в данном случае является, что вы, приобретая некое благо, не стремитесь извлечь из него прибыль, а лишь потребить.
Индивидуальный предприниматель может быть потребителем, если выступает в качестве гражданина и приобретает товары или услуги для личных целей. Соответственно, на сделки, связанные с бизнесом индивидуального предпринимателя, льготы закона о защите прав потребителей распространятся не будут.
Для защиты прав потребителей неважно, является продавец или изготовитель частным лицом или организацией. Важно, чтобы он осуществлял постоянную деятельность с целью получения прибыли.

Защита прав потребителей распространяется на следующий примерный перечень дел:
- некачественное оказание услуг, нарушение сроков и моральный вред
- некачественные товары, возврат простых и технически-сложных товаров
- споры с частными медицинскими организациями, ветеринарными и стоматологическими клиниками
- споры со страховыми компаниями в случае отказа в выплате страховой премии и др.
- споры с банковскими организациями
- споры по договором долевого участия, нарушение застройщиком сроков, споры по качеству
- и т. д.

Как защитить свои права?

Итак, ваши права были нарушены. Вы убедились, что на данные правоотношения распространяется закон о защите прав потребителей, и вы полноправно можете считаться потребителем товаров и услуг. Что делать далее?

Любую защиту своих прав следует начать того, чтобы попытаться договориться с вашим оппонентом до суда. Поскольку законом предусмотрен штраф для предпринимателя за неудовлетворение ваших требований добровольно, в ваших же интересах как можно скорее обратиться с требованием к продавцу. К тому же для ряда требований досудебный порядок является обязательным, если придется обращаться в суд в дальнейшем.

Если ваши требования не удовлетворили добровольно, придется заявить их уже в суде. Однако помимо судебного метода защиты, можно также попытаться подать жалобу в специализированный орган по правам потребителей – Роспотребнадзор. Эффективность такой жалобы не очень велика, однако если сумма спора совсем небольшая, а наказать недобросовестного продавца хочется, это поможет сэкономить время и средства на юриста в суде. Подать обращение можно в том числе на сайте органа онлайн.

Иск о защите прав потребителя

При подаче искового заявления для потребителей предусмотрен ряд упрощающих возможностей. Прежде всего – это выбор суда, в который подается иск. Потребитель вправе подать иск по своему месту жительства в мировой или районный суд. Это упрощает защиту своих прав, в случае, когда физическое лицо или организация официально зарегистрированы в другом городе или даже регионе.
В мировой суд подается иск в случае, если ваши требования не превышают 100 тысяч рублей. Под имущественными требованиями понимается сумма (стоимость товара, услуги + неустойка), которую вы требуете от ответчика, за исключением морального вреда.
Важно тщательно проверить к какому мировому судье относится ваш адрес, иначе иск вернут. Иски свыше 100 тысяч подсудны районному суду.
Другим преимуществом потребителя при подаче иска является освобождение истца по иску о защите прав потребителей от уплаты государственной пошлины. Это льгота действует, если цена ваших имущественных требований не превышает одного миллиона рублей.

Компенсация морального вреда и штраф

Помимо основных требований, а также достаточно щедрых неустоек, законодатель предусмотрел возможность взыскать с плохого продавца (изготовителя, исполнителя) еще больше денег.
Потребитель вправе требовать с ответчика компенсацию морального вреда. При этом истцу не надо доказывать причиненные моральные страдания, одного факта нарушения прав потребителей достаточно для судьи, чтобы взыскать моральный вред. Обычно, цифры эти небольшие – не более 15 тыс. рублей, однако суд может взыскать и гораздо больше, в случае, когда причинен вред жизни и здоровью или при других неблагоприятных последствиях.
Помимо морального вреда, с ответчика можно взыскать штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере 50 процентов, от присужденной судом суммы.
Мы постарались и сделали для вас подробный план как составить и подать иск о защите прав потребителей.

Если вы сомневаетесь в ваших силах или попали в сложную ситуацию, вам следует обратиться за профессиональной помощью. Юрист с опытом работы в области защиты прав потребителей сможет помочь вам составить жалобу, представить ваши интересы в суде или в других организациях, защитить вас от необоснованных требований со стороны продавца или производителя товара, услуги.